СУЛЛА ] Луций Корнелий Сулла Феликс ] Римские консулы времени жизни СУЛЛЫ ] Римские диктаторы ] Великие понтифики древнего Рима ]

Термины и определения


 

 

Вели́кий понти́фик (лат. Pontifex Maximus) — первоначально — высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. В 753—712 гг. до н. э. должность занимали цари.

Великий понтифик был главой Коллегии понтификов и руководил так называемым жреческим царём, фламинами и весталками. Если кто-то из жрецов или самих понтификов нарушал свои обязанности, Великий понтифик налагал на него штраф (multa). Хотя народ имел право критиковать решения понтифика, в известных историкам случаях он их поддерживал. Великий понтифик вёл также ежегодные официальные записи предзнаменований (annales maximi).

Так как Великий понтифик формально не был магистратом, он не носил тогу с пурпурной каймой — отличительным его знаком был железный нож (secespita).

Для выбора Великого понтифика в трибутных комициях выбирались по жребию 17 из 35 триб и они голосовали поодиночке. Этот порядок был отменён Суллой, но в 63 до н. э. восстановлен Лабиеном. После Августа должность стала присваиваться главным образом императорам. Грациан в 382 г. отменил этот порядок. Позже Великими (Верховными) понтификами стали титуловаться римские Папы, таким образом, должность великого понтифика можно считать самой древней непрерывно функционирующей должностью в Европе.

Список Великих понтификов

Википедия


 

Ликтор (лат. lictor) — Упоминаются в истории со времени правления в Риме этрусских царей (VII век до н. э.). Первоначально ликторы были исполнителями распоряжений магистратов, позднее осуществляли лишь охранные и парадные функции при них. Охранные и парадные функции ликторов заключались в том, что вооружённые фасциями, ликторы сопровождали высших магистратов.

Ликторы назначались как правило из числа вольноотпущенников.

Число сопровождающих ликторов напрямую зависело от должности сопровождаемого лица:

весталка имела 1 ликтора.

эдил имел 2 ликторов.

претор имел 6 ликторов (2 в пределах помериума)

проконсул — 11

консул — 12 (6 в пределах помериума)

диктатор — 24 (12 в пределах помериума, за исключением Суллы и Юлия Цезаря)

император в I-II веках — 24.

Википедия


 

При́нцепс (лат. princeps — первый) — первый в списке древнеримских сенаторов (принцепс сената (рrinceps senatus)), обычно старейший из бывших цензоров.

Официально он не имел особых полномочий и прав, кроме почётного права первым высказывать своё мнение в сенате по запросу консулов. Тем не менее в эпоху республики некоторые принцепсы сената пользовались большим авторитетом и нередко оказывали сильное влияние на политику (например, Сципион, Помпей). В период Империи, начиная с Августа, термин «Принцепс сената» обозначал носителя монархической власти, императора.

Титул «принцепс» не имеет государственно-правового значения. Власть императора базировалась прежде всего на его трибунской власти, т. е. на его полномочиях и привилегиях как народного трибуна. Принцепс одновременно являлся проконсулом Империи, что делало его главой над всеми императорскими провинциями. Он был главнокомандующим всего римского войска.

От слова «принцепс» произошло впоследствии слово «принц», означающее члена правящего монархического рода.


 

Фециа́лы (от лат. fetiales) — римская жреческая коллегия, единственной функцией которой являлось ритуальное объявление через разрешение сената Римом войны, для чего 4 из 20 членов коллегии требовали от возможного противника восстановления статуса-кво и начала войны в течение месяца, если это не произойдёт.

Для ритуальной защиты своего посольства на чужой территории один из фециалов (verbenarius) имел при себе собранные в Риме землю и травы. При объявлении войны приносилась в жертву убиваемая камнем свинья, которую возвращали к вражеской границе, после чего туда бросалась гаста (неправильно «хаста», от лат. «hasta») — в широком смысле — древнеримское, изначально сабинское, копьё; значение названия, как и рядa других видов римского оружия, в различные периоды было разным.) Обряд фециалов формально обеспечивал Риму ведение справедливой войны (лат. bellum iustum, bellum pium).

В начале III века до н. э. ритуальное бросание гасты было отменено. С 280 до н. э., в связи с началом войны с Пирром, под вражеской территорией стал пониматься храм Беллоны, перед которым вновь стали бросаться копья.


 

Эскулап

или, правильнее, Эскулапий (Aesculapius, из греческого Ασκληπιός) - натурализовавшийся у древних римлян греческий бог врачебного искусства, которое, вместе с его божественным представителем, проникло в Рим в начале III века до Р. Х. Когда в 293 г. до Р. Х. тяжелая моровая язва посетила Рим, обратились за указанием к Сивиллиным книгам, которые дали знать, что эпидемия прекратится, если перевезут в Рим бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища. После однодневного молебствия снарядили в Эпидавр посольство за священной змеей бога, которая, по преданию, добровольно последовала за римлянами на их корабль и, по прибытии в Рим, выбрала для своего жилища Тибрский остров; этот остров так и остался посвященным богу, в воспоминание о чем при устройстве набережной берегам острова была дана форма плывущего корабля, украшенного спереди статуей Эскулапа. В 291 г. здесь состоялось освящение храма в честь Э.; этот храм и состоявшие при нем службы напоминали собой типичные греческие Асклепиеи. Как и в Эпидавре, в тибрском храме Э. практиковался способ лечения больных посредством инкубации, во время которой они получали во сне необходимые советы; выздоровевшие посвящали богу обетные дары и благодарственные надписи. Вместе с Э. в надписях упоминается весьма часто богиня, родственная с ним по культу - Гигиея или Салюс (Здоровье). Другой храм Э. находился в Анции (в Лациуме), где, по преданию, змея Эскулапа, при возвращении в Рим снаряженного в 293 г. посольства, высадилась на берег и три дня обвивалась вокруг высокой пальмы в роще Аполлона. Культ Э. был греческий; жрецы при храме бога были из греков; как и греческому Асклепию, римскому Э. были посвящены из животных змея, собака и петух. В лице Э. греческое врачебное искусство было официально принято государством, хотя римляне, вообще смотревшие на медицину с отвращением, негостеприимно относились к поселявшимся в Риме греческим врачам. Позднее, медицина сделалась специальностью греков, среди которых бывало всегда множество шарлатанов. Суеверие и страдания приводили людей к Э.; культ этого бога принадлежал к числу самых популярных и стойких.

энциклопедия Брокгауза - Ефрона


 

 

Белло́на (лат. Bellona) — древнеримская богиня войны, входила в свиту Марса, богиня подземного мира. Имеет древнесабинское происхождение.

Её имя произошло от bellum или duellum — «война». Также считалась матерью (варианты: дочь, супруга, кормилица) Марса. Изображалась с мечом или бичом, с факелом, в длинном одеянии, часто в центре битвы, на колеснице. Атрибут: двойная секира.

В 458 г. до н. э. в Риме на Марсовом поле ей был посвящен храм, перед которым стояла «колонна войны» — символическая граница Рима, откуда в знак объявления войны в сторону врага бросали копье. Эту церемонию совершал фециал - жрец богини. У задней части храма сенат принимал иностранных послов, а также полководцев, которые возвращались из походов победителями и ожидали триумфа.

В I в. до н. э. при Сулле из Каппадокии в Рим была привезена статуя каппадокийской (малоазийской) богиней Ма, культ Беллоны слился с ее культом и стал в высшей степени оргаистическим и жестоким. В связи с этим римским гражданам участие в нём было запрещено. Служители Беллоны вербовались из чужеземцев.

Особенно культ Беллоны-Ма одновременно с другими восточными культами распространился в Римской империи в III в. н. э. Жрецы богини (Bellonarii — беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры, доводили себя до иссупления в ее честь, они наносили друг другу побои и раны, принося таким образом богине человеческую кровь, причем они предсказывали будущее. Их называли фанатиками (лат. fanatici — неистовые).

Беллона отождествлялась с греческой богиней Энио.

Википедия


 

 

Триба (лат. tribus, от tribuo — делю, разделяю), в Древнем Риме:

1) племя; соответствует древне-греческой филе. Согласно римской традиции, древнейшее население Рима состояло из трёх Т. — Рамнов (латинян), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков). Первоначально в каждую Т. входило 100, затем — 300 родов. Эти три Т. составляли римский народ;

2) территориальный и избирательный округ, имевший один голос в трибутных комициях. Введение этих Т. приписывается традицией Сервию Туллию (6 в. до н. э.), который разделил римскую территорию на 4 городские и 17 сельских Т. Впоследствии в процессе завоевания Италии число их возросло до 35.

Викизнание


 

 

Комиций (лат. comitio, от лат. comeo — схожусь, собираюсь) — народное собрание в Древнем Риме.

В разные исторические периоды существовали три вида комиций:

Куриатные комиции — собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. В царскую эпоху (VIII-VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира и избрания царей. Созывались царями и интеррексами (верховными правителями в периоды междуцарствий). В эпоху республики, с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения империя (т. е. верховной власти) магистратам, а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.

 

Центуриатные комиции — собрания по центуриям, объединявшим и патрициев, и плебеев по принципу имущественного ценза. Согласно исторической традиции, были основаны в середине VI в. до н. э. Сервием Туллием. Центуриатные комиции ведали вопросами войны и мира, избирали высших магистратов, исполняли судебные функции. Созывались высшими магистратами на Марсовом поле.

 

Трибутные комиции — собрания всех граждан по территориальным округам — трибам. Выросли из сходок плебса, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы. В результате борьбы плебеев с патрициями с 287 до н. э. получили законодательную, а потом и судебную власть и право избирать всех некурульных магистратов, превратившись в важнейший вид народных собраний. Созывались консулами, диктаторами и народными трибунами на Форуме или на Марсовом поле.

В I веке до н. э., с распространением римского гражданства на свободное население всей Италии, комициальная система переживает кризис. При Сулле ограничиваются, а при Августе отмирают судебные функции комиций, выборные функции становятся формальностью. К концу I в. н. э. отмирают и законодательные функции комиций.

Википедия


 

 

Диоскуры — Кастор и Полидевк (Поллукс), близнецы, дети Леды. Участники похода аргонавтов и Калидонской охоты. В «Илиаде» имя Диоскуры не встречается. В «Одиссее» Кастор и Полидевк называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды. По обычному, распространенному после Гомера взгляду, отец Кастора — Тиндарей, а отец Полидевка — Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен.

Когда возникла ссора по поводу украденного Диоскурами, в сообществе с автаретидами, стада быков — или, по другому сказанию, по поводу похищенных Диоскурами у автаретидов (Ида и Ликка) дочерей Левкиппа, — то Кастор был убит Идом, а Полидевк одолел Ликка, и Зевс молнией убил Ида. Когда же Зевс, на просьбу Полидевка дать ему умереть вместе с братом, предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в гробнице (или в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными.

Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой — в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причём один был утренней, другой — вечерней звездой. Подобно индусским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему арийским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек. Греки видели Диоскуров в созвездии Близнецы. Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В Риме с древних времен Диоскуров чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе. Сказание говорит ещё об участии Диоскуров в предприятиях других героев — в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов; в Аттике рассказывали о походе их против Тесея с целью вернуть похищенную им сестру их Елену.

Во время летнего солнцестояния Диоскуров приглашали к торжественному угощению за богато убранными столами; по греческим верованиям, они иногда видимо присутствовали на нем. Диоскуры с древних времен символически изображались в Спарте двумя соединёнными балками. Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Диоскуров, с конями, на Monte-Cavallo, против квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор изображался укротителем коней, а Полидевк — кулачным бойцом.

Оба божества пользовались в глубокой древности большим почтением у сицилийских и италийских греков, у этрусков и у римлян. Последнее доказывается специально для Поллукса чрезвычайно распространенной в народных устах божбой: Edepol (= е deus Pollux;). Поллукс — (Pollux, древн. форма Polloces) — латинская форма имени Полидевка. Иногда оба диоскура назывались Polluces, но чаще Castores.

Википедия


 

 

Децима́ция (от лат. decimatio, от decem — «десять») — казнь каждого десятого по жребию, высшая мера дисциплинарных наказаний в римской армии.

Децимация практиковалась с легендарных времён, хотя в целом применялась редко, и при Республике (Плутарх, «Красс», X) и при принципате, но в последний период, в связи с определённой либерализацией взглядов, обычно была рассчитана на центурию или когорту (Tac., Ann., III, 21, когда в 18 г. новый командир Луций Апроний децимировал когорту легиона III Augusta в Нумидии).

Назначалась обычно за потерю знамени, бунт и даже за дезертирство, но иногда и к отдельному солдату за оставление караульного поста, нарушение субординации в тяжёлой форме или четырёхкратное совершение более лёгких проступков.

Википедия


 

 

Популя́ры (лат. populares от populus — народ) — идейно-политическое течение в поздней Римской республике конца 2—1 вв. до н. э. противостоящее оптиматам и отражавшее интересы плебса, прежде всего сельского. Вожди популяров, выступая против нобилитета, сами же принадлежали, за редким исключением, к этому сословию. Особенно острая борьба между популярами и оптиматами развернулась вокруг аграрного вопроса и вокруг принципов демократизации римского государства. В противовес оптиматам, опиравшимся на сенат, популяры имели прочную поддержку в народном собрании, что и дало название течению в целом. Наиболее видными популярами были братья Гракхи, Апулей Сатурнин, Г. Главция. Широко использовали фразеологию популяров и их приёмы политической борьбы Гай Марий и Юлий Цезарь.

Борьба между аристократией и низшими слоями населения проходила в Риме всю его историю. Сначала это была борьба между патрициями и плебеями, затем, после расширения границ республики, между полноправным гражданам, к числу которых относили нобилей, всадников и плебс, и неполноправных граждан: вольноотпущенников и союзников. Противостояние оптиматов и популяров — один из этапов этой борьбы, начавшийся с аграрного кризиса середины II в. до н. э. и окончившийся установлением диктатуры Юлия Цезаря.

В противовес оптиматам, популяры стремились ограничить власть аристократии, расширить гражданские свободы низших слоев населения и распространить римское право на латинян, италиков и других союзников.

В острой политической борьбе оптиматами были убиты виднейшие популяры, народные трибуны Тиберий Гракх и Гай Гракх. Однако, тотальная коррупция среди римских магистратов, особенно ярко проявившаяся во время Югуртинской войны сильно ослабила позиции оптиматов, что позволило в 100 до н. э. придти к власти популярам во главе с Гаем Марием и Апулеем Сатурнином. Но уже через год из-за несогласованной политики и разногласий Мария с Сатурнином, популяры потеряли своё влияние и уступили власть оптиматам.

Жесткая политика в отношении италийских союзников привела к Союзнической войне (91-88 гг. до н. э.), результатом которой стало дарование римского гражданства практически всем италийским племенам. На гребне войны к власти пришли популяры, которые провели ряд законов против оптиматов и, в частности потребовали отстранения от командования восточными армиями лидера оптиматов Луция Корнелия Суллы. В ответ Сулла двинул войска на Рим, взял его и подверг репрессиям популяров. Были также ограничены права народных трибунов и цензоров. После того, как Сулла отправился воевать с Митридатом, у власти вновь оказались популяры во главе с Марием и Цинной. Репрессиям на этот раз подвергались уже оптиматы. В 83 до н. э. Сулла, окончив войну с Митридатом, вернулся с войском в Рим и, разгромив войско популяров, вступил в город. В 82 до н. э. он получил неограниченные диктаторские полномочия, и провел глобальную чистку среди римской знати. Вне закона были объявлены около 4700 человек. Сенату была полностью передана законодательная власть, ликвидирована должность цензора, определена общая последовательность для занятия должностей, реформировано местное самоуправление. В 79 до н. э. Сулла добровольно отказался от диктатуры.

Дальнейшее противоборство между оптиматами и популярами выросло в противобоство между личностями при стремлении к главенству в государстве. Так изначально лидеры оптиматов, Гней Помпей и Марк Лициний Красс, для исполнения своих амбиций в 70 до н. э. переметнулись в стан популяров и будучи консулами провели ряд антисулланских законопроектов. Но после возвышения Юлия Цезаря Помпей занял сторону сената.

После гражданской войны и установления принципата акценты во внутренней политике Рима сместились, роль гражданских собраний и партий упала.

Википедия


 

 

Магистрат - в Древнем Риме — обозначение государственной должности, а также лица, её занимавшего.

Википедия


 

Лега́т (от лат. legatus, legare, «предписывать, назначать, делегировать») — посланник римского сената. Позднее — императорский наместник в римской провинции. Также легат — высшая должность в римском легионе (командир легиона либо старший морской офицер, командующий соединением флота).

Википедия


 

ЦЕНТУРИАТСКИЕ КОМИЦИИ (лат. comitia centuriata) - собрание в Древнем Риме, участники которого голосовали по центуриям или сотням.

Универсальный словарь


 

Интеррекс

(Interrex - междуцарь) - начало этой временной магистратуры, как видно из ее названия, восходит до царской эпохи. Первый И. был избран по смерти Ромула, и затем это повторялось после смерти каждого из царей. И. избирался жребием из десяти старших сенаторов, на 5 дней. Он должен был в этот срок созвать комиции с целью выбора нового царя. Если он не успевал этого сделать, он по истечении срока слагал с себя власть, и на новые 5 дней жребием выбирался новый И. Так продолжалось, пока старшие сенаторы не останавливали своего выбора на одном лице. Тогда тот из них, кто исправлял должность И., докладывал о выборе всему сенату, и если последний был согласен, И. созывал комиции. Институт этот сохранялся во все время республики, с той разницей, что И. назначались патрицианскими чинами сената без жребия. К избранию И. прибегали, когда по каким-нибудь обстоятельствам не было консулов, напр. если оба они умерли, или пали в битве, или сложили с себя должность. Иногда, впрочем, вместо И. с целью избрания новых консулов назначали диктатора. Бывали случаи, что число И., поочередно сменявших друг друга, доходило до 14: тогда в дело выбора новых консулов вмешивались народные трибуны и воспрещали дальнейшее назначение И.

Викизнание


 

Авгу́ры (augures) — члены почётной римской жреческой коллегии, выполнявшие официальные государственные гадания (главным образом ауспиции) для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков и поведению животных. Понятие augurium обозначало мероприятие гадания. Отличительной одеждой авгуров была трабея, а инсигниями — жезл (lituus) и специальный сосуд (capis) при жертвоприношениях. Совокупность знаний и полномочий авгуров называлась ius augur(i)um и документировалась в соответствующих книгах (libri augurales).

Авгуры появились уже при Ромуле. По закону Огульния 300 до н. э. иx число было увеличено до 9 добавлением 5 плебеев. Сулла увеличил их до 15, Цезарь добавил шестнадцатого члена. Члены коллегии авгуров были самоизбирающимися (cooptati) до закона 103 до н. э., который был отменён Суллой, но вновь восстановлен в 63 до н. э., a первоначально назначались царём. В 44 до н. э. Марк Антоний вновь отменил закон, но Авл Гирций и Гай Вибий Панса вновь придали ему силу. Однако после этого авгуры стали назначаться императором. Должность авгура была пожизненной, кандидатуру выдвигали 2 старших члена коллегии. Самый старший член коллегии назывался магистром (magister collegii). По случаю избрания организовывался специальный банкет.

Для наблюдения примет aвгуры должны были очертить templum (tescum), то есть узкое пространство, с которого должны были производиться наблюдения, и другое, более обширное, на протяжении которого надо было наблюдать приметы. Один из авгуров своим жезлом мысленно проводил две линии (одну по направлению с севера на юг — cardo, — и другую, перерезывающую первую с востока на запад — decumanus) через все поле наблюдения и затем соединял их концы четырьмя прямыми в виде прямоугольника. На этом месте, но обязательно в городской черте Рима (обычно на Капитолии, где было соответствующее место, auguraculum, а во время сбора центуриатных комиций — на Марсовом поле), разбивалась палатка (templum minus).

Авгуры решали и другие проблемы, связанные с выборами должностных лиц. Так, когда в 426 до н. э. встал вопрос, может ли без ущерба для религии военный трибун с консульской властью назначить диктатора, обратились в частности к авгурам, развеявшим сомнения. В 175 до н. э. авгуры ответили на вопрос, была ли допущена огрешность при жеребьёвке консулами театров военных действий. Решение авгуров могло даже помешать отправлению римского войска в поход (в 168 до н. э. консул был вынужден следовать в Галлию только с латинскими союзниками, оставив легионы в городе, поскольку, по мнению авгуров, он по ошибке [vitio] назначил день для сбора).

Материал из Википедии


Трибун (лат. tribunus) — должностное лицо в Древнем Риме. Леонард Шмитц. СЛОВАРЬ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ

Военный трибун (лат. tribunus militum) — командная должность в римском легионе. В эпоху Республики военный трибун командовал легионом. В эпоху Империи в каждом легионе был один военный трибун из числа сенаторов (второй по старшинству в легионе после легата) и пять — из сословия всадников.

Народные трибуны — (лат. tribunus plebis, букв. плебейский трибун) — должностные лица, (с 490 г. до н. э.) ежегодно избиравшиеся из плебеев на собраниях по трибам. Должность народных трибунов была введена для защиты прав плебеев от произвола патрицианских магистратов.

Трибуны имели право накладывать вето на распоряжения или постановления любого магистрата (кроме диктатора и цензора) и сената, арестовывать и приговаривать к штрафу магистратов (кроме диктатора) и рядовых граждан, созывать собрания плебеев, заседания трибутных комиций и сената и председательствовать на них, издавать эдикты и предлагать законопроекты.

Личность народного трибуна считалась неприкосновенной. Народные трибуны были обязаны постоянно держать двери дома открытыми для граждан, нуждающихся в защите, и не могли покидать Рим более чем на сутки. Их власть была ограничена городской чертой Рима.

Высший подъем римской демократии связан с деятельностью народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов. С установлением империи институт народных трибунов утратил самостоятельное значение, но продолжал существовать в форме «трибунской власти» императора.

Народный трибунат просуществовал до III века.


 

Консул (лат. consules) — одна из высших магистратур в эпоху республики в Древнем Риме.

Леонард Шмитц. СЛОВАРЬ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ

Должность консула была коллегиальной, т. е. консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого.

Консулы сначала выбирались только из патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев.

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 до н. э. перешло к младшим коллегам консулов — преторам.

Помощниками консулов были квесторы.

Знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (Sella curulis), инкрустированное слоновой костью, и сопровождение 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры.

В римской системе летосчисления годы обозначались именами консулов данного года (они именовались consules ordinarii).

По окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почётный титул, а из выборной должность превратилась в назначаемую.

В новое время консулом называется должностное лицо, назначаемое постоянным представителем в каком-либо городе или районе другого государства для защиты юридических и экономических интересов своего государства и его граждан.


Проконсул (лат. proconsul, от pro — вместо и consul — консул) — государственная должность в Древнем Риме.

Первоначально проконсулы выполняли военные поручения вне Рима, а с образованием провинций осуществляли высшую юридическую, административную и военную власть в провинциях (с 27 до н. э. управляли в основном сенатскими провинциями).

Проконсул, во времена Римской республики бывший консул, наместник провинции.


Прокуратор в Древнем Риме (procurator) — в Древнем Риме название управителя вообще, например управляющего имуществом, имением и т. п., и в этом смысле почти равнозначащее со словом vilicus или calculator. Такие прокураторы были доверенными лицами dominus’a, вели от его имени дела с другими, управляли сельскими и др. работами и т. д. Прокураторами были или свободные, или любимые рабы: в последнем случае при продаже имения П. мог переходить вместе с имуществом к покупщику. О значении П. в римском праве — см. соотв. статью. Должность П. как государственного чиновника создалась с введением Августовой конституции. Принцепс, стоявший во главе администрации, разделил разнородные обязанности государственной службы между особыми чиновниками, которые носили название префектов (praefecti) и прокураторов (procuratores Caesaris). Это были собственно слуги императора с представительной властью, на которых были возложены специальные служебные обязанности (ministeria principalus). Первоначально они назначались из рабов или вольноотпущенников и занимали при особе императора должности секретарей (a libellis) и казначеев (a rationib u s). Постепенно, с расширением императорской власти, и обязанности прокураторов приобретали все большее государственное значение; пост П. сделался высоким. Более ответственные прокуратуры предоставлялись всадникам (со времен Адриана); менее важные посты замещались всадниками и вольноотпущенниками. С этого времени прокуратура сделалась одной из постоянных ступеней всаднической карьеры, тем более, что для сенаторов она была закрыта. За прокуратурой следовала префектура — венец всаднической службы. П. первоначально заведовали лично имуществом императора и его фиском. Значение прокуратуры поднялось, когда Клавдий приказал считать действительными все распоряжения П., к которому вскоре отошла судебная компетенция, поскольку это было связано с ведением финансового дела. По отношению к императору П. был ответственным лицом; он должен был в каждом отдельном случае отдавать отчет во всех своих действиях, не мог ни продавать императорского имущества, ни передавать его; он был только управляющим, хотя в указанных границах действия его имели силу действий самого императора. Было несколько разрядов прокураторов; большинство их имело отношение к финансовому управлению (procuratores fisci). Чиновники, которые ведали делами фиска в Риме и собирали фискальные налоги, назывались procuratores summarum (sc. rationum) и были из вольноотпущенников; позднее мы находим названия praefectus fisci, praetor fisicalis, rationalis summae rei, disponsator, vilicus summarum. Во главе управления столичным фиском стоял procurator a rationibus (со времени Клавдия). Другой класс П. имел отношение к императорским провинциям; П. последних, подобно квесторам сенатских провинций, заведовали финансовой частью (fiscus provincialis). Для военных целей существовал особый procurator castrensis, который заведовал интендантской частью и уплатой жалованья. Кроме того, особый чиновник заведовал чеканкой денег — procurator monetae. Собирание налогов, установленных для пополнения фиска, производилось также через прокураторов; сюда относились налоги на выморочное имущество (bona caduca), имущество осужденных (bona damnatorum), 5 % налог на наследство и акт отпущения на волю (vicesima manumissionum и hereditatis) и 1 % налог на все товары. П., собиравшие налоги, были рассеяны по всей территории Римской империи, где только собирались доходы для фиска. Императорские имения (patrimonium и res privatae) тоже управлялись П.; особые прокураторы заведовали библиотеками, хозяйственной частью, зрелищами и пр.

Кроме провинциальных прокураторов, которые имели отношение к фиску и имуществу императора, были еще procuratores Caesaris pro legato, которые управляли незначительными областями, относившимися к разряду императорских провинций (Каппадокия, Иудея; Понтий Пилат был pr. Caesaris pro legato). Эти П. находились под контролем ближайшего императорского наместника (legatus pro praetore); так, Понтий Пилат был подчинен сирийскому наместнику. Из других провинций, которые по временам управлялись прокураторами, известны: Альпы, Реция, Норик, Фракия, Мавретания. Прокуратура давалась на неопределенный срок и оплачивалась жалованьем из казны; так, были procuratores trecenarii, ducenarii, centenarii, то есть получавшие 300000, 200000, 100000 сестерциев. П. Рима получал больше, чем провинциальный. Внутри прокуратуры существовали известные иерархические ступени, хотя повышение зависело от воли принцепса.


Кве́стор (от лат. quaestor, от quaerere — букв. «расспрашивать», «расследовать») — один из римскиx ординарных магистратов.

Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii). Когда же примерно в середине Республики уголовный суд перешёл к народным собраниям, а затем к quaestiones perpetuae, роль квесторов в этой области закончилась и стала развиваться их функция заведования государственным казначейством. В их обязанности стали входить хранение казённой наличности («pecuniam publicam custodire»), ведение приходо-расходных книг («rationes referre») и т. д. После того, как квесторы сделались и хранителями госархива, присяга магистратов на верность законам стала совершаться перед квесторами.

Первоначально квесторов было двое, с 421 до н. э. — 4, причём к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже это число удвоилось, в 82 до н. э. достигло 20, а при Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии — 40. Из этого числа те, кто оставался в городе для заведования казной и архивом, были quaestores urbani (aerarii), другие прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий (выдача сумм на содержание, уплата жалованья и т. д.), третьи для той же цели посылались в провинции к проконсулам и пропреторам, a четвёртые наблюдали в приморских городах и некоторых других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Oдин такой квестор находился в Галлии, другой — в Остии (quaestor Ostiensis) и следил за зерновым снабжением («res frumentaria»).

Закон 180 до н. э. Villia annalis установил минимальный возраст для получения квестуры — кандидат должен был предварительно отбыть 10 лет воинскую повинность или, по крайней мере, в течение этого времени предъявить себя к набору, а так как отбывание воинской повинности начиналось с 17 лет, то квестором можно сделаться не ранее 27 лет.

Квесторы осуществляли также продажу обработанных и размежеванных земельных участков (agri limitati), которые назывались уже agri quaestorii.


Проквестор

(proquaestor, pro quaestore) - промагистрат, заступавший место квестора, умершего или отбывшего с поста. Так назывался и бывший квестор, которому пророгировалась власть. В императорскую эпоху эта должность не встречается.

Викизнание


Претор (лат. praetor, от prae-ire — идти впереди, предводительствовать) — государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись.

В период ранней римской республики (после упразднения царства) преторами именовали две высшие магистратуры — консулов и диктаторов. В 367 до н. э., со времени законов Лициния и Секстия (Leges Liciniae Sextiae), верховное должностное лицо стало именоваться консулом, а термином «претор» стала обозначаться следующая по старшинству должность, при этом его основной компетенцией стало совершение городского правосудия по гражданским делам. В отсутствие консула претору принадлежала высшая власть.

С 242 до н. э. стало избираться два претора — городской претор (Praetor urbanus), ведавший судебными процессами между римскими гражданами, и претор для ведения дел между римскими гражданами и чужестранцами или между самими чужестранцами (Praetor peregrinus).

Учреждение римских провинций привело к появлению других должностей преторов — с 227 до н. э. в Сицилии и Сардинии, а с 197 до н. э. — в обеих испанских провинциях.

При Сулле число преторов увеличилось до восьми, при Цезаре — до шестнадцати, а во времена Империи — до восемнадцати. Во времена Империи должности преторов уже потеряли былое значение, но служили необходимой ступенью для замещения целого ряда высших административных постов и офицерских должностей на пути к сенаторской должности. В эпоху Империи преторами назывались также высшие должностные лица в городах.

Эдилы ведали устройством зрелищ, городским благоустройством, наблюдали за состоянием общественных зданий, осуществляли полицейский надзор. С 493 г. до н.э. в г. Риме было 2 народных эдила (aediles plebis), в 367 г. прибавилось еще 2 курульных эдила (aediles curules), в 46 г. — еще 2, обеспечивавших продовольственное снабжение города (aediles cereales). На курульных эдилов возлагался главным образом полицейский надзор. Курульными они назывались из-за того, что им, наравне с консулами и преторами, была присвоена привилегия отправлять свои обязанности, сидя в особом, выложенном слоновой костью или позднее мрамором, а также металлическом складном кресле (sella curulis).


Пропретор

(propraetor или pro praetore) — так назывался, в последнее время республики, наместник преторской провинции, избиравшийся из окончивших годичный срок службы преторов. П. имел самостоятельное командование и высшую юрисдикцию в своем районе, по объему власти ничем не отличаясь от проконсулов; только инсигнии его были ниже: 6 ликторов вместо 12, менее значительная cohors praetoria и т. п. В период принципата все императорские провинции, кроме Египта (см. Procurator), поручались П.; полный титул их был legatus Caesaris pro praetore consulari potestate, что указывало на главную функцию — военное командование, в противоположность проконсулам, управлявшим мирными сенатскими провинциями. Так как в императорских провинциях интендантской частью заведовал особый прокуратор, то П. не имели квесторов. Получая определенное вознаграждение и опасаясь строгих наказаний, наместники цезарей ограничивали свои поборы и злоупотребления. Кроме того, значительным облегчением для провинции было то обстоятельство, что П. оставались в провинциях дольше одного года. С течением времени и сенатские провинции перешли в руки императоров, и таким образом исчезло различие в управлении.

Викизнание


Инсигнии

(Insignia) - внешние знаки могущества, власти или сана. И. римских царей, заимствованные, как предполагают, у этрусков, состояли из золот. короны, кресла слоновой кости и сопровождавших царей 12 ликторов. Эти И. сохранились и в римской республике и отличали здесь консулов и прочих высших магистратов. И. императоров Священно-Римской империи представляли полный комплект верхних и нижних одежд: широкая стола, пояс, чулки, сандалии и перчатки, корона, скипетр и держава; сюда принадлежали также 3 меча, ящичек мощей и Евангелие. Отдельные части священно-римских И. относились к разным временам, сотканные и вышитые части - работа сицилийских сарацин, как, напр., великолепная мантия 1133 г. В 1424 г. И. отданы были в вечное хранение г. Нюрнбергу; в настоящее время они хранятся в Вене. См. также Знаки, Облачение и Регалии. О священно-римск. И. см: Bock, "Die Kleinodien des heiligen r ö mischen Reiches deutscher Nation" (Вена, 1860).

Викизнание


Овация («малый триумф») предоставлялась сенатом победоносному полководцу, если основания для триумфа были недостаточными (необъявленная война, недостойный противник, бескровная победа) или если личность победителя была неугодна сенаторам, а прямой отказ невозможен. При овации полководец вступал в город верхом (а не на колеснице, как триумфатор) или даже пешком; на нем была окаймленная тога (а не одеяние триумфатора) и миртовый (а не лавровый) венок; сопровождали его флейтисты (а не трубачи); не войско следовало за ним, а сенат (и, видимо, небольшой конный эскорт); на Капитолии он приносил в жертву овцу (а не быка). От этой-то овцы древние и производили слово «овация», хотя более вероятно, что оно происходит от греческого восклицания «эвоэ!».

Триумф (triumphus) в Риме - торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличности целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел imperium (см.) и вел войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (imperium extraordinarium). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в Т., военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев).

Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать Триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся Т., ждал решения вопроса, будет ли ему дарован Триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего еще imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего Т. imperium в городе. В день, назначенный для Т., участвовавшие в нем собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.

Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями. Когда Камилл (см.) впервые запряг во время своего Т. белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время Т. стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать Триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.

Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для Т. много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой - около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Т. составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время Т. убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу.

Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали "Jo triumphe" и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом иоде, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по via sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).

Лица, получившие Триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период Триумф сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения Т. - права вести войну "suis auspiciis". Сохранив Триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен Т. лишь право одевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (оrnаmenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов. Последний Триумф был, кажется, справлен Диоклетианом. Менее важную и торжественную форму Т. представляла так называемая "овация" (см.).


Цензор

Леонард Шмитц. СЛОВАРЬ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ

Диктатор

Леонард Шмитц. СЛОВАРЬ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ

Плебс

Леонард Шмитц. СЛОВАРЬ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ.

Претор

Леонард Шмитц. СЛОВАРЬ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ.

TRIBUNUS

Леонард Шмитц. СЛОВАРЬ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ.

IMPERIUM

Леонард Шмитц. СЛОВАРЬ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ.